master_k_oksana

Categories:

Распиленные боги: как египетские храмы растаскивали по кусочку, а потом собирали заново — запись 89.

https://zen.yandex.ru/media/tour2go/raspilennye-bogi-kak-egipetskie-hramy-rastaskivali-po-kusochku-a-potom-sobirali-zanovo-60aaef6d27a3a31d01885251

              Когда в мире научились перегораживать реки, строя большие плотины и запуская гигантские ГЭС, это привело в двум вещам - дешёвому электричеству и огромным затопленным территориям. И ещё к одной - появлению опыта по распилке и переносу древних построек.

Асуанский гидроузел
Асуанский гидроузел

              Строительство в Египте знаменитой Асуанской плотины началось в 1960-м году. Как известно, строили её советские инженеры, хотя, что интересно, изначально был согласован совершенно иной проект, разработанный англичанами, по которому плотина должна была находиться в другом месте.

                   Однако история повернулась так, что ряд причин привёл сначала к отказу Международного банка выдавать обещанный кредит, а затем, как известно, случился Суэцкий кризис и национализация Суэцкого канала. Не последнюю роль в таком развитии событий сыграл Советский Союз - Египет начала покупать оружие у СССР.

Место Асуанской плотины на карте - за ней озеро Насер и затопленные земли древней Набии
Место Асуанской плотины на карте - за ней озеро Насер и затопленные земли древней Набии

              В нашем случае это интересно только как причина, по которой в итоге строительством Асуанской плотины занялись советские инженеры, которые предложили другой план строительства.

              Проект кроме прочего подразумевал затопление большой территории, где проживали нубийцы и находились многочисленные храмы, датировка которых показывала, что им более 3-х тысяч лет. Если с населением было понятно, что делать - их переселили (хотя там было около 100 тыс. человек), то храмы могли быть просто затоплены.

Выпиливание головы из огромной древней статуи в Египте
Выпиливание головы из огромной древней статуи в Египте

          Со стороны СССР не было никаких инициатив по сохранению этих памятников, что и понятно - советские власти тогда не щадили и своих древностей, затапливая города, деревни и церкви, так что до египетских ценностей им не было дела. Тем более, что при Хрущёве антирелигиозная риторика приняла новый размах.

                 Говорят, на открытии Асуанского гидроузла Никита Сергеевич выступил с пламенной речью о том, что с религией надо завязывать и вставать под знамя труда. К этому моменту, правда, египетские храмы были уже спасены - все работы шли под эгидой ЮНЕСКО параллельно "великой стройке".

Хрущёв с женой на открытии Асуанского гидроузла
Хрущёв с женой на открытии Асуанского гидроузла

            При этом египетское и суданское правительства ещё в 1959 году - то есть перед началом стройки - обратились к ООН за помощью в этом деле. Известно, что принять решение о том, как же поступить с памятниками, не могли много лет (строительство плотины обсуждалось уже давно).

            Были совершенно разные идеи, например, закрыть каждый храм под стеклянным куполом и устроить подводный музей. Но понятно, что оптимальным казалось всё это наследие каким-то образом перенести - вопрос был только в том, чтобы понять, как это сделать. У самого Египта для этого не было ни денег, ни технологий.

Работа кранов для подъёма кусков древних статуй
Работа кранов для подъёма кусков древних статуй

              Идея разрезать все памятники и храмы, чтобы перенести их по кускам, считается шведско-египетским проектом. Максимально доступным для перевозки весом таких "комплектующих" посчитали 30 тонн - на практике, правда, в среднем нарезали кусками по 20 тонн.

                Если с колоннами, стенами и т.п. самих "зданий" (в кавычках, потому что это храмы, в том числе высеченные в скалах) всё понятно, то даже сейчас, наверное, не каждый сможет представить, как перевозили громадные статуи фараонов, одна голова которых явно превышала выделенные лимиты на доступный для перевозки вес.

Перевозка лица и то, как выглядели статуи богов во время их разборки
Перевозка лица и то, как выглядели статуи богов во время их разборки

              Возвращаясь к ООН - ЮНЕСКО удалось запустить реально крупную кампанию по спасению памятников Нубии, которая в итоге длилась 20 лет - с 1960-го по 1980-й год, хотя новое водохранилище, известное как озеро Насер, полностью заполнилось в 1976 году.

             Надо сказать, что вся эта спасательная миссия не выглядит как перенос известных строений. Сообщается, что в пустыне работало не менее 40 групп, работа которых подразумевала археологическое изучение района протяженностью более тысячи километров - по 500 километров вдоль берегов Нила.

Абу-Симбел - фото, сделанное Джоном Бизли Грином, 1853-й год, рисунок Девида Робертса, 1846-й год, и сравнительно современный вид
Абу-Симбел - фото, сделанное Джоном Бизли Грином, 1853-й год, рисунок Девида Робертса, 1846-й год, и сравнительно современный вид

            Всего декларируется участие в проекте более 40 государств - кто помогал деньгами, кто научными группами и другими специалистами. Участие осуществлялось в режиме "кто сколько может". Так Нигерия прислала 53109 долларов, из Того пришло 815 долларов - при том, что общая сумма составила 21 миллион долларов.

                 Деньги жертвовались и точечно - на спасение святынь. Те же Нигерия и Того жертвовали на спасение храма Абу-Симбел, перенос которого, наверное, был самым сложным и важным. Фотографии с подъёмными кранами, поднимающими лицо фараона - это оттуда.

Демонтаж Абу-Симбел
Демонтаж Абу-Симбел

              Блоки выпиливали из песчаника буквально вручную, нумеровали их и перевозили на новое место, где процесс шёл в обратную сторону. Считается, что Абу-Симбел - а это комплекс из двух храмов, высеченных в скале на берегу Нила - построен во время правления Рамсеса II.

               Собственно, один храм, тот, что больше, посвящён самому Рамзему II, а также богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху, а другой - его жене Нефертари, а посвящён богине Хатхор. Вот этих богов всех распили на части и переместили на 200 метров дальше от реки, что позволили поднять его на 65 метров выше.

Храм Абу-Симбел находился у самой воды - в маленькой угловой картинке показана схема переноса частей храма выше по берегу
Храм Абу-Симбел находился у самой воды - в маленькой угловой картинке показана схема переноса частей храма выше по берегу

              С ним была ещё одна проблема - график работ, согласованный с графиком строительства плотины, не выполнялся, поэтому появился риск, что храм всё же затопит. Пришлось строить специальную стену, которая закрыла "стройплощадку" от реки. В итоге работы велись в ситуации, когда за стеной на 12 метров возвышалась вода.

                 Вторым по важности переносом были так называемые храмы острова Филе. Этот остров подтапливался и ранее - из-за первой плотины, которую в начале века построили англичане. Сейчас же был риск полного затопления, так что всё, что осталось, разобрали, и перевезли на другой остров, который называется Аджилкия.

Остров Аджилкия и храмы острова Филе
Остров Аджилкия и храмы острова Филе

               Там попытались воссоздать весь ансамбль, который доступен и сейчас. Не нашли только могилу Осириса, которая, согласно преданию, располагалась именно здесь. Как мы понимаем, что к моменту переноса никто эту могилу и не видел - так что, возможно, археологи со всего мира в этот период занимались поиском того, чего раньше искать никому не приходило в голову.

               Так или иначе, считается, что за эти 20 лет удалось вот так, по кусочку, перенести на новые места 24 храмовых комплекса древней Нубии. Кроме упомянутых двух интересна судьба ещё четырёх, которые были перемещены на гораздо более дальние расстояния - в США, Италию, Испанию и Голландию.

Храм Исиды во время наводнения 1969-го года и павильон Траяна в 1960-м году
Храм Исиды во время наводнения 1969-го года и павильон Траяна в 1960-м году

           Это буквально подарки от Египта в благодарность за помощь - именно перечисленные страны внесли самую большую лепту в спасение указанных древностей.

               Тогда же, в 70-х годах прошлого века, эти храмовые комплексы разъехались в разобранном виде по миру - теперь они доступны в качестве музейных экспонатов в Нью-Йорке (Храм Дендура), Турине (Храм Эллезии), Мадриде (Храм Дебод) и Лейдене (Храм Таффе).

Храм Дендура, Metropolitan Museum of Art
Храм Дендура, Metropolitan Museum of Art

///////////////////////////////////////////////////////////////

                   Из кошмаров я пока вспомнила об этом событии мало. Помню, что виде какую-то крупную разборку вроде как Абу-Симбел. Помню постройку из светлого камня-кирпича-песчаника-гранита-мрамора, а с одной стороны только почему-то множество людей копошилось. Видела с очень большой высоты — люди черными муравьями, иногда черными точками-черточками казались. Но были четко различимы на фоне песка и светлого материала постройки, или разбора постройки.

                   Помню обсуждения в кошмаре, что раз люди выглядят чёрными, то это может знак, символ, что души, они сами черны, греховны и вообще они чень плохие. Но потом к кому-то приблизились, а он вроде с тёмной кожей, а вёл себя, ошущался как более хороший добрый человек, чем те, кто был вокруг и на тех раскопках, разборках, разрушении.

                  Помню, как кто-то переживал словами, что люди вдруг не справятся с такми крупными объектами, такими великими творениями и т.д. Будут комплексовать, копить зависть и лобу в себе, капсулируя негатив, плохое, отравляя концентрированным злобством, жестокостями всё.

              Но ответ был, что людям оставлены те объекты, что им по силам, что некоторые обхекты подменили, подсунули толи копии, толи из другого материала и то, что делалось учениками. Внешне, может, и схоже, но свойства разные. Так зачастую картина мастера производит сильное впечатление, волнует душу. А копия, нарисованная учениками или копировальщиками —красива, но не цепляет почему-то.

                 Потом был спор и скандал на тему — кто за какие объекты отвечал, кто именно их должен был менять, в какие сроки, каким способом и на что. Что какие-то объекты копии не нашли, сделать не хотели, не успевали или материал не подошёл, поэтому поменяли совсем на другое. Типа статую кошки на статую пса, льва и т.д. — утрированно, подробнее что на что меняли не помню.

              Потом были обиды, что переносы и прочее затеяли люди, чтобы покопаться в наследстве чужом, что не для них хранилось. Что люди придумали переносы и плотину там, чтоб под пафосным предлогом поискать клады, сокровища, разграбить что найдут. Что думают, что сокровища прятали внутри статуй, что люди переживали и расстраивались, что не удавалось пограбить, разломав, распилив статуи, т.к. те были цельные (те, которые передвигались вроде. т.к. ранее был спор, что если статуи отражают божеств, то делая статуи пустыми, означает ли это, что божества пусты, но чем тогда заполнить или пустота — это символ чего, какой смысл несёт в статуе, и как обозначение божеств. жутко переругались, подрались из-за заполнения, всяк выеб-ся чем подороже, покрасивше заполнить свои статуи и каким говном — статуи соперников и тех, кто не нравился, засрали многие тогда, врода даже воняли толи дерьмом реально статуи, святилища, толи чем).

                  Еще кто-то сказал, что люди не оценили, испохабили своё главное сокровище тогда и там — воду. Что им был оставлен шанс, возможность немного изменив что-то (толи берег реки подкореектировав, толи чего) люди бы запустили поток энергии вместе с водой реки, который бы толи осчастливил, толи чего. Но люди захотели превхойти богов, снести их символы,поспорить, потягаться с творениями, возможностями богов, ну и сделали себе типа хуже — нарушив поток энергии и изменив воду (состав и ещё чего-то). 

             Потом кто-то начал светиться, раздувая свет пафоса, как зоб у жабы, выдавливая, ослепляя и отупляя меня. Поэтому результата и чего-там в подробностях было — не помню. Помню будто горело что-то, и будто маслянистые угли..

Error

default userpic
When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.